+7 (812) 984-4161
+7 (812) 983-3226

СПб, улица Пулковская д.2, корп.1

ШРУС (шарнир равных угловых скоростей)

Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) – важный элемент трансмиссии автомобиля. Это устройство равномерно передает крутящий момент от двигателя к колесам, независимо от угла поворота между валами.

ШРУС предопределяет функционал автомобилей с передним приводом – не просто вращение передней ведущей пары, но и ее мобильность при поворотах и на движении вверх-вниз. Двигатель и КПП не теряют тягу при полном провороте руля.
В автомобильных системах применяются ШРУСы:

Устройство и принцип работы ШРУС

Шарики, передвигающиеся наружным диаметром по канавкам корпуса и внутренним диаметром по канавкам кулака, обеспечивают передачу усилия при изменении угла между валами – ведущим и ведомым.

Обойма шарнира соединяется с приводным валом с помощью шлиц. Двигатель воздействует на привод ШРУСа через коробку передач и передний дифференциал. Далее в процесс вступает система ступица-колесо.

Шарнир, обеспечивающий передачу вращения от коробки передач к валу – внутренний ШРУС (бывает с шариковой системой или «тришип» на подшипнках). Устройство, непосредственно вращающее ступицу колеса – наружный шариковый шарнир. ШРУСы – наружный и внутренний – соединяет полуось.

Причины неполадок в системе и способы устранения

Ресурс системы ШРУС в современных авто при соблюдении требований к ее герметизации сопоставим с жизнеспособностью самой машины. В сложных дорожных условиях с интенсивным воздействием пыли, грязи, влаги шарниры гораздо раньше выходят из строя. Защитить устройство от неблагоприятных условий окружающей среды призван чехол (пыльник) – специальная резиновая (пластиковая) гофрированная накладка.

Деформация пыльника – одна из наиболее распространенных причин нарушения нормальной работы шарнирных соединений. К сбою могут привести также старение смазки, выработка системы или заклинивание механизма (довольно редкое явление на качественных системах ШРУС).

Характерный признак неполадок – посторонние шумы (треск, хруст) в области расположения ведущего моста. Своевременная диагностика (через каждые 5 тыс. км), предусматривающая проверку герметичности шарнира и состояния чехлов, позволит избежать серьезных финансовых расходов с техобслуживанием автомобиля.

Замена пыльника и смазки – единственная целесообразная процедура при неполадках в работе системы, практически не ремонтируемой. Если диагностировано разрушение отдельных элементов ШРУС, потребуется незамедлительно демонтировать изношенное устройство в сборе и установить новое.